Меню

Интернет-проекты

 

Книга в объективе

Карта

Главная / Обзор журнала Вопросы литературы сент.-окт. (№ 5) 2014 г

Обзор журнала Вопросы литературы сент.-окт. (№ 5) 2014 г

В разделе Мировая литература и Россия помещена критическая статья на работу П. Казановы Мировая республика литературы. Автор статьи ведет разговор о том, что в данной работе «напрочь отсутствует русская литература. Отчего же России не нашлось места в научном описании мировой литературы, которое породило в Европе и Северной Америке дискуссию, растянувшуюся на десятилетие? Или – если поставить вопрос напрямую – почему Россия должна быть изъята из системы, сконструированной Казановой?» Попытка разобраться в этом вопросе представляет интерес для любителя русской классики:

Лаунсбери Э. «Мировая литература» и Россия / пер. с англ. О. Наумовой // Вопросы литературы. – 2014. – Сент.-окт. (№ 5). – С. 9-24.

В разделе Сравнительная поэтика – идеи и образы Данте в российской литературе. Упомянут и Гоголь, но в основном исследуется творчество Достоевского, в сравнении с философско-художественной символикой Бальзака. Более подробно разобран роман «Преступление и наказание» в аллюзиях к вечным смыслам сущего:

Кантор В. В парадигме дантовского «Ада». «Отец Горио» и «Преступление и наказание» // Вопросы литературы. – 2014. – Сент.-окт. (№ 5). – С. 25-60.

В разделе Литературное сегодня для всех, кто интересуется этим вопросом, помещен рассказ о православном книгоиздании. Это обзор новинок православной российской литературы. Кстати, на С. 71-77 рассказывается о произведениях отца Александра (Торика) – трилогии «Флавиан» (2003), «Флавиан. Жизнь продолжается» (2007), «Флавиан. Восхождение» (2010). Первая часть – это повесть о том, как человек, попавший в тупик – в духовном и житейском смысле, - сумел выйти из него, устремившись к Богу и спасая ближнего. Вторая часть написана в форме собрания рассказов: единая сюжетная схема здесь минимальна, главы объединены на основе смысловой дополненности. Третья повесть описывает поездку на Афон; это жанр путешествия.

Бойко С. Для бессмертных: инструкции. Православная книга сегодня // Вопросы литературы. – 2014. – Сент.-окт. (№ 5). – С. 61-88.

Под рубрикой Лица современной литературы первым помещен рассказ о творчестве достаточно на сегодняшний день известного и популярного писателя Алексея Варламова. Он автор шести книг-биографий из серии ЖЗЛ и целого ряда романов, повестей и рассказов («Лох» 2003), ЖЗЛ – вские книги Варламова отличаются друг от друга, но и имеют нечто общее – биограф не старается давить на читателя своей персоной. В его собственных книгах мы чувствуем интерес к судьбе и свободной воле человека. Пробираясь сквозь дебри тяжелейших, запутанных судеб людей, живших в самые трудные переломные времена нашей истории, он находит Свет, который всегда есть в человеческой жизни, хоть и не всегда заметен. Это тот Свет, который не дает человеческой судьбе обессмыслиться.

Данилова Д. «Согласование судьбы со свободой воли». Алексей Варламов // Вопросы литературы. – 2014. – Сент.-окт. (№ 5). – С. 89-100.

Марина Ахмедова – журналист, специальный корреспондент журнала «Русский репортер», представляет полуофициальное направление в отечественной журналистике – «умный глянец». «Умный глянец» предполагает курс на острые социальные проблемы и высокое качество текстов. Каждый очерк не только затрагивает актуальную проблему, но и рассказывает, но и рассказывает о ней ярко, образно и интересно. Писательница долго работала в качестве спецкора на «горячем» Кавказе, Поэтом у т ри ее первые книги – «Женский чеченский дневник»(2010), «Дом Слепых» (2011), «Дневник смертницы. Хадижа» (2012) – посвящены как раз теме Кавказа. В статье также рассказывается о ее новом романе – «Шедевр» (2012), выдержанном в рамках современной так называемой «женской прозы».

Рогова А. В сторону от войны. Марина Ахмедова // Вопросы литературы. – 2014. – Сент.-окт. (№ 5). – С. 118-154.

В разделе Политический дискурс разбирается киевский текст как литературное явление. Как менялся Образ Города Киева от Гоголя, Лескова, через Куприна и Булгакова – к авторам наших дней:

Люсый А. Дом, картира, майдан. Киевский текст как логово логоса // Вопросы литературы. – 2014. – Сент.-окт. (№ 5). – С. 129-154.

Имя Назыма Хикмета прекрасно знакомо старшему поколению: его книги издавались в СССР, у публики на слуху были его поэтические строки. Сейчас молодежь вряд ли знает, кто это – то ли таджик, то ли еще кто. Какой-то восточный автор? Турецкий это поэт, оказывается. А еще много мы знаем турецких поэтов? Никого не знаем. Дело в том, что преследуемый за коммунистические взгляды на родине, Хикмет подолгу жил в Москве и сделался большим другом советского народа. Статья о его богатой событиями жизни:

Акшин А. Назым Хикмет. Свобода выбора // Вопросы литературы. – 2014. – Сент.-окт. (№ 5). – С. 155-177.

Раздел Век минувший открывает повествование о Евгении Петрове. Евгений Петров (псевдоним, настоящее имя – Евгений Петрович Катаев, брат Валентина Катаева)  – половина писательского дуэта Ильф и Петров, знаменитого своими сатирическими книгами «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев». Здесь рассказывается об одесском периоде жизни писателя:

Киянская О. Уездный детектив: одесская биография Евгения Петрова (в двух частях, с прологом и эпилогом) / О. Киянская, Д. Фельдман // Вопросы литературы. – 2014. – Сент.-окт. (№ 5). – С. 213-275.

В разделе Над строками одного произведения – стихотворение С. Есенина:

Глушаков П. Игра со смертью в стихотворении Сергея Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…» // Вопросы литературы. – 2014. – Сент.-окт. (№ 5). – С. 276-300.

Это критическое исследование, где автор утверждает, что это стихотворение – «вовсе не завещание; … Это менее всего стихотворение о смерти, это стихотворение о жизни и смерти».

Темой статьи Неопознанные аллюзии является роман Г. Владимова «Три минуты молчания», впервые изданный в журнале «Новый мир» в 1969 году. Как утверждал сам Г. Владимов, он оказался самым читаемым в Советском Союзе того времени (1970-1971 гг.) – и вместе с тем самым непонятым, неразгаданным. Более всего задела писателя суровая отповедь А.И. Солженицына, выданная публично, открытым письмом в редакцию. Критики тогда просто не поняли качества текста, появившегося в пространстве советской литературы, в советском журнале. Автор сегодняшней статьи считает его притчей, делает попытку взглянуть на ранний владимовский роман без гнева и пристрастия, оценить его и разгадать смысл, заложенный писателем.

Соболь В. Неопознанные аллюзии. Критика 1970-х о романе Георгия Владимова «Три минуты молчания» // Вопросы литературы. – 2014. – Сент.-окт. (№ 5). – С. 301-319. 

В разделе Публикации. Воспоминания. Сообщения вниманию читателя предлагаются редакторские заметки Короленко в пору его работы в журнале «Русское богатство» (1876-1918). Издание это пользовалось высоким авторитетом даже на европейском уровне – в нем некогда хотел опубликоваться даже Фридрих Энгельс. Можно сказать, что журнал отражал литературную жизнь своего времени. Опубликование редакторских заметок В.Г. Короленко чрезвычайно важно не только для понимания взглядов самого писателя, но и для более подробного освещения истории отечественной прессы. Наиболее интересно для специалистов-филологов:

Редакторские тетради Короленко как зеркало литературного процесса в России начала ХХ века / публ. А. Гноевых, А. Данюка // Вопросы литературы. – 2014. – Сент.-окт. (№ 5). – С. 320-375.

 

Сост.: гл. библиограф ИБО Тогузова Е.Н.

 

Детская страничка

Один клик до книг

Присоединяйся!

Время читать, время знать